вторник, 13 декабря 2016 г.

Коллажи дадаистки Ханны Хёх. Любительское скрап-искусствоведение


В 2016 году мир искусства отметил столетие со дня рождения дадаизма – одного из нашумевших течений авангарда. Пока год еще не истек, мне хотелось бы тоже если не отметить (эту дату), то хотя бы отметиться – в этой теме. В конце концов, именно дадаисты дали новый импульс коллажу как виду изобразительного творчества. 




Это будет шорт-рид, приправленный иллюстрациями, в моем любительском вольном изложении. Я не искусствовед и напишу лишь о том, как я субъективно вижу это творческое направление и наследие его самой выдающейся женщины.

Ну и в конце - скрап-бонус, так сказать - мой коллаж по мотивам:)




В двух словах о дадаизме


«…Как же бессмысленно все то, что написано,
сделано и передумано людьми, если на свете
 возможны такие вещи! До какой же степени лжива 
и никчемна наша тысячелетняя цивилизация,
 если она даже не смогла предотвратить
 эти потоки крови…» 
Э.М.Ремарк «На Западном фронте без перемен»




Тео ван Дусбург. Афиша выступления дадаистов.

Как и многое в художественной среде 1910х-1920х, дадаизм возник как отклик на первую по-настоящему глобальную, потрясающую человека начала XX века своими масштабами, жертвами и обезличенной жестокостью мировую войну. В ситуации, когда рушился привычный, устоявшийся, рациональный гуманизм, группа художников в широком смысле слова (хотя лучше их было бы назвать антихудожниками) нашла, как им казалось, единственно остающийся вариант творческого существования – вне-традиционность, провокацию, окончательный демонтаж тех буржуазных устоев, что своим лицемерием и показным эстетизмом уже почти привели цивилизацию к краху.




Ман Рий. Подарок

«Проявления дадаизма в искусстве, — писал немецкий философ Вальтер Беньямин, — были сильным развлечением, поскольку превращали произведение искусства в центр скандала. Они должны были соответствовать прежде всего одному требованию: вызывать общественное раздражение… Из манящей оптической иллюзии или убедительного звукового образа произведение искусства превратилось у дадаистов в снаряд. Оно поражало зрителя».


 Дадаисты организовывали шокирующие выставки, ставили эпатирующие публику спектакли, проводили провокационные фестивали.


Ошибкой было бы утверждать, что дадаисты придумывали новые формы искусства. Они выступали против искусства в его привычном понимании как такового – против принятой эстетики, понятий «прекрасного» и «красивого», даже фигуры художника как такового. Скорее бы уж стоило утверждать, что они разрабатывали формы антиискусства. Термин «дадаизм» придумал поэт Тристан Тцара, обнаруживший в словаре слово «дада». Перечень значений этого слова неожидан и широк (его можно найти в интернете), что объяснимо, ведь дадаисты и стремились к выбору наиболее бессмысленного, ничего не означающего набора букв. 


 Марсель Дюшан. L.H.O.O.Q. (Мона Лиза с усами)


Коллаж (и фотомонтаж) стал одним из любимейших жанров дадаистов. Вот где можно было схватить за хвост случайность жизни, смешать ее и подать на блюде бессмыслицы. И хотя часть художников подчеркнуто стремилась к бессмысленности создаваемого ими, зритель, особенно современный, не может отказаться от искушения трактовать эти работы по-своему, находить в них смыслы, откликающиеся на современный художественный запрос.

  Рауль Хаусман. Dada cino. 1920-1921

Ханна Хёх




Одной из выдающихся, но исторически надолго забытых, дадаисток была Ханна Хёх (1889 – 1978) – пионер фотомонтажа как искусства и мастер коллажа.




Ханна Хёх в юности 
Работая в издательстве, Ханна получала постоянный доступ к архивам журналов и делала вырезки, группируя их по темам. Страсть к собиранию подборок из журналов она сохранила до глубокой старости.


Ханна Хёх. Работы разных лет

Фотоколлажи Хёх нарочито небрежные и грубоватые. Она сознательно выбрала такую манеру, одна из ее работ так и называется – «Вырезано кухонном ножом». Ханна выбирала узнаваемые современниками картинки и образы, перекраивая их и компонуя в новые сочетания.  В отличие от своих коллег, она напрямую наделяла свои коллажи смыслами – острой политической, социальной критикой. Одной из ведущих тем ее коллажей был «женский вопрос»: диктуемый медиа новый образ женщины – эмансипированной, свободной хозяйкой своей жизни, работающей, раскрепощенной, объектом рекламы, адресатом услуг. Но фактически все еще закрытой в роли домохозяйки, образцовой жены, играющей в обществе вторые роли. 

 Ханна Хёх. Девушки. 1921

Навязываемый образ красоты, брак, отношения полов, женщина под прицелом социума – таков репертуар ее тем.


Ханна Хёх. Работы разных лет
 

Классическим образцом дадаистского коллажа считается знаменитое творение Хёх «Вырезано кухонным ножом» (1919–1920). В свое время картина вызвала скандал. Сейчас она выглядит чуть ни эпическим полотном: в этом нагромождении бытовых и социальных реалий Европы ранних 20-х многие видят предвкушение всего драматичного XX века.

  Ханна Хёх. Вырезано кухонным ножом. 1919 - 1920



Еще одна интересная работа, вернее, целая серия – «Из этнографического музея» конца 1920-х. Это вереница женских образов, созданных первобытными культурами, но преломленных призмой современности. Мне кажется, Ханна исследует в этих коллажах образ женщины, как видит ее массовая «мужская» культура – непонятная мужскому миру, неприспособленная для него, привлекательная, но дикая и чуждая.




Ханна Хёх. Работы серии "Из этнографического музея"

30-40-х годах при нацистском режиме Ханне было запрещено заниматься художественной деятельностью. Работы её были объявлены относящимися к дегенеративному искусству. И хотя Ханна не подверглась преследованиям и прожила до конца Второй мировой войны в Германии, ее работы было запрещено выставлять. В эти годы свои произведения художница прятала на дне высохшего колодца во дворе своего дома.



Ханна все-таки дожила до признания ее вклада в искусство 20 века. В 1976 году прошли две крупные выставки ее работ в Париже и Берлине. Наследие ее весьма обширно и оставляет поле для размышлений спустя десятилетия.

 Ханна Хёх в 1970-х гг.
  
Катинька и социальный коллаж

 До высот остроотточенного, пронзительного в своей случайной гениальности коллажа мне далеко, да и хулиганского запала дадаистов уже сложно испытать - всеядная массовая культура XX века оказалась способной перемолоть любое бунтарство и экстравагантность, включив их в мейнстрим, а потом и в свод банальностей. Однако выдать свою порцию нарезанного глянца и я могу:) 

Итак, мой вариант на тему диктуемого культурой образа женщины в современных масс-медиа (на фото, кстати, я):


Постскриптум
Дорогой забредший ко мне читатель, проявляющий себя лишь анонимными следами в статистике "Блоггера", если ты дочитал(а) этот обзорчик до конца, напиши мне пару слов: было ли интересно, стоит ли писать еще, и о ком (прерафаэлиты? постимпрессионисты? конструктивисты?), вдохновляют ли тебя как скрапера такие экскурсы в историю искусств? 
Доброе слово и кошке приятно!

4 комментария:

  1. Катя, добрый день! мне было очень интересно! и хочется узнать ещё что-нибудь новенькое:) классиков как-то лучше знаем, а ХХ век - полная загадка...
    Я сейчас в длительном скрапо-отпуске - малыши не дают сосредоточиться, а скрап мне не давался так легко, как обычное рукоделие :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Соберусь с мыслями, найду время и буду писать еще

      Удалить
  2. Добрый день)))у Вас здорово получается писать, по крайней мере, то как Вы это делаете мне очень близко! И скрап..он какой то тоже необычный..другой и непохожий на других)))это такое счастье! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, спасибо! Я очень рада)) заходите еще!)

      Удалить