В 2016 году мир искусства отметил столетие со дня рождения
дадаизма – одного из нашумевших течений авангарда. Пока год еще не истек, мне
хотелось бы тоже если не отметить (эту дату), то хотя бы отметиться – в этой
теме. В конце концов, именно дадаисты дали новый импульс коллажу как виду
изобразительного творчества.
Это будет шорт-рид, приправленный иллюстрациями, в моем
любительском вольном изложении. Я не искусствовед и напишу лишь о том, как я
субъективно вижу это творческое направление и наследие его самой выдающейся женщины.
Ну и в конце - скрап-бонус, так сказать - мой коллаж по мотивам:)
Ну и в конце - скрап-бонус, так сказать - мой коллаж по мотивам:)
В двух словах о дадаизме
«…Как же бессмысленно все то, что написано,
сделано и
передумано людьми, если на свете
возможны такие вещи! До какой же степени лжива
и никчемна наша тысячелетняя цивилизация,
если она даже не смогла предотвратить
эти потоки крови…»
Э.М.Ремарк «На Западном фронте без перемен»
Тео ван Дусбург. Афиша выступления дадаистов.
Как и многое в художественной среде 1910х-1920х, дадаизм
возник как отклик на первую по-настоящему глобальную, потрясающую человека
начала XX века своими масштабами, жертвами и обезличенной жестокостью мировую
войну. В ситуации, когда рушился привычный, устоявшийся, рациональный гуманизм,
группа художников в широком смысле слова (хотя лучше их было бы назвать
антихудожниками) нашла, как им казалось, единственно остающийся вариант
творческого существования – вне-традиционность, провокацию,
окончательный демонтаж тех буржуазных устоев, что своим лицемерием и показным
эстетизмом уже почти привели цивилизацию к краху.
Ман Рий. Подарок
«Проявления дадаизма в искусстве, — писал немецкий философ
Вальтер Беньямин, — были сильным развлечением, поскольку превращали произведение
искусства в центр скандала. Они должны были соответствовать прежде всего одному
требованию: вызывать общественное раздражение… Из манящей оптической иллюзии
или убедительного звукового образа произведение искусства превратилось у
дадаистов в снаряд. Оно поражало зрителя».
Дадаисты
организовывали шокирующие выставки, ставили эпатирующие публику спектакли, проводили
провокационные фестивали.
Ошибкой было бы утверждать, что дадаисты придумывали новые
формы искусства. Они выступали против искусства в его привычном понимании как
такового – против принятой эстетики, понятий «прекрасного» и «красивого», даже
фигуры художника как такового. Скорее бы уж стоило утверждать, что они разрабатывали формы антиискусства.
Термин «дадаизм» придумал поэт Тристан Тцара, обнаруживший в словаре слово
«дада». Перечень значений этого слова неожидан и широк (его можно найти в интернете), что объяснимо, ведь
дадаисты и стремились к выбору наиболее бессмысленного, ничего не
означающего набора букв.
Марсель Дюшан. L.H.O.O.Q. (Мона Лиза с усами)
Коллаж (и фотомонтаж) стал одним из любимейших жанров дадаистов. Вот где
можно было схватить за хвост случайность жизни, смешать ее и подать на блюде
бессмыслицы. И хотя часть художников подчеркнуто стремилась к бессмысленности
создаваемого ими, зритель, особенно современный, не может отказаться от
искушения трактовать эти работы по-своему, находить в них смыслы, откликающиеся
на современный художественный запрос.
Рауль Хаусман. Dada cino. 1920-1921
Ханна Хёх
Одной из выдающихся, но исторически надолго забытых,
дадаисток была Ханна Хёх (1889 – 1978) – пионер фотомонтажа как искусства и
мастер коллажа.
Ханна Хёх в юности
Работая в издательстве, Ханна получала постоянный доступ к
архивам журналов и делала вырезки, группируя их по темам. Страсть к собиранию
подборок из журналов она сохранила до глубокой старости.
Ханна Хёх. Работы разных лет
Фотоколлажи Хёх нарочито небрежные и грубоватые. Она
сознательно выбрала такую манеру, одна из ее работ так и называется – «Вырезано
кухонном ножом». Ханна выбирала узнаваемые современниками картинки и образы,
перекраивая их и компонуя в новые сочетания. В отличие
от своих коллег, она напрямую наделяла свои коллажи смыслами – острой
политической, социальной критикой. Одной из ведущих тем ее коллажей был «женский
вопрос»: диктуемый медиа новый образ женщины – эмансипированной, свободной
хозяйкой своей жизни, работающей, раскрепощенной, объектом рекламы, адресатом
услуг. Но фактически все еще закрытой в роли домохозяйки, образцовой жены,
играющей в обществе вторые роли.
Ханна Хёх. Девушки. 1921
Навязываемый образ красоты, брак, отношения
полов, женщина под прицелом социума – таков репертуар ее тем.
Ханна Хёх. Работы разных лет
Классическим образцом дадаистского коллажа считается
знаменитое творение Хёх «Вырезано кухонным ножом» (1919–1920). В свое время
картина вызвала скандал. Сейчас она выглядит чуть ни эпическим полотном: в этом
нагромождении бытовых и социальных реалий Европы ранних 20-х многие видят
предвкушение всего драматичного XX века.
Ханна Хёх. Вырезано кухонным ножом. 1919 - 1920
Еще одна интересная работа, вернее, целая серия – «Из
этнографического музея» конца 1920-х. Это вереница женских образов, созданных
первобытными культурами, но преломленных призмой современности. Мне кажется,
Ханна исследует в этих коллажах образ женщины, как видит ее массовая «мужская» культура
– непонятная мужскому миру, неприспособленная для него, привлекательная, но дикая
и чуждая.
Ханна Хёх. Работы серии "Из этнографического музея"
30-40-х годах при нацистском режиме Ханне было запрещено
заниматься художественной деятельностью. Работы её были объявлены относящимися
к дегенеративному искусству. И хотя Ханна не подверглась преследованиям и
прожила до конца Второй мировой войны в Германии, ее работы было запрещено
выставлять. В эти годы свои произведения художница прятала на дне высохшего
колодца во дворе своего дома.
Ханна все-таки дожила до признания ее вклада в искусство 20
века. В 1976 году прошли две крупные выставки ее работ в Париже и Берлине. Наследие ее весьма обширно и оставляет поле для размышлений спустя десятилетия.
Ханна Хёх в 1970-х гг.
Катинька и социальный коллаж
Катинька и социальный коллаж
До высот остроотточенного, пронзительного в своей случайной гениальности коллажа мне далеко, да и хулиганского запала дадаистов уже сложно испытать - всеядная массовая культура XX века оказалась способной перемолоть любое бунтарство и экстравагантность, включив их в мейнстрим, а потом и в свод банальностей. Однако выдать свою порцию нарезанного глянца и я могу:)
Итак, мой вариант на тему диктуемого культурой образа женщины в современных масс-медиа (на фото, кстати, я):
Постскриптум.
Дорогой забредший ко мне читатель, проявляющий себя лишь анонимными следами в статистике "Блоггера", если ты дочитал(а) этот обзорчик до конца, напиши мне пару слов: было ли интересно, стоит ли писать еще, и о ком (прерафаэлиты? постимпрессионисты? конструктивисты?), вдохновляют ли тебя как скрапера такие экскурсы в историю искусств?
Доброе слово и кошке приятно!
Катя, добрый день! мне было очень интересно! и хочется узнать ещё что-нибудь новенькое:) классиков как-то лучше знаем, а ХХ век - полная загадка...
ОтветитьУдалитьЯ сейчас в длительном скрапо-отпуске - малыши не дают сосредоточиться, а скрап мне не давался так легко, как обычное рукоделие :)
Спасибо! Соберусь с мыслями, найду время и буду писать еще
УдалитьДобрый день)))у Вас здорово получается писать, по крайней мере, то как Вы это делаете мне очень близко! И скрап..он какой то тоже необычный..другой и непохожий на других)))это такое счастье! Спасибо!
ОтветитьУдалитьОльга, спасибо! Я очень рада)) заходите еще!)
Удалить